Технический сказочник (olegart) wrote,
Технический сказочник
olegart

Category:

Я б этот Wi-Fi вообще бы запретил

Волна истерики привычно накрыла рунет: на этот раз — по поводу якобы грядущего запрета бесплатного Wi-Fi в общественных местах. Мол, правительство приняло постановление о том, что теперь — только по паспорту.

Традиционно особенно печально, что не только блогеры и секта Навального (у этих-то всё понятно: не рефлексируй — распространяй!), но и журналисты всех подряд изданий, включая самые серьёзные, перед написанием своих прогнозов о мрачном будущем страны собственно постановление явно не читали. Читать и понимать первоисточник — вещь, для журналиста в наши дни уже совершенно лишняя.

Что я хочу сказать? Во-первых, что вообще в отсутствии халявного Wi-Fi в общественных местах нет ничего особенно нового: поехав в ту же Европу, вы без труда обнаружите, что во многих городах и странах с Wi-Fi дела обстоят куда хуже, чем в России. Если он есть вообще — то хочет идентифицировать вашу личность, прислав вам SMS с кодом доступа на ваш мобильный с локальным номером. Локальным. Не роуминговым.

Но это ладно, это лирика, она к делу не относится, и сейчас мы покажем, почему. Открываем первоисточник, читаем:

Оказание универсальных услуг связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа осуществляется оператором универсального обслуживания после проведения идентификации пользователей.

Не скажу насчёт журналистов «Ведомостей» и «Коммерсанта», а у меня в одном только этом абзаце глаз цепляется сразу за три формулировки — «универсальные услуги связи», «пункт коллективного доступа» и «оператор универсального обслуживания». Дело в том, что в юридических документах формулировки не пишут просто так, чтоб было — так что, если вы встречаете настойчиво повторяющуюся конструкцию, неплохо бы посмотреть, что конкретно она означает.

Более того, абзац, стоящий ровно перед процитированным мною, даже даёт внимательному читателю намёк, куда надо смотреть:

В Правила оказания универсальных услуг связи, утвержденные Правительством Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. №214 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи»

Открываем, читаем:

На основании статьи 57 Федерального закона «О связи» Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Правила оказания универсальных услуг связи.

Открываем статью 57 ФЗ «О связи», читаем:

Статья 57. Универсальные услуги связи
1. В Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.
К универсальным услугам связи в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся:
услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием пунктов коллективного доступа.

2. Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, а также порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи определяется Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи исходя из следующих принципов:
время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час;
в каждом поселении должно быть установлено не менее чем один таксофон с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам;
в поселениях с населением не менее чем пятьсот человек должен быть создан не менее чем один пункт коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Не ограничившись 57-й статьёй, видим в следующем заголовке также заинтересовавший нас ранее термин «оператор универсального обслуживания»:

Статья 58. Оператор универсального обслуживания
1. Оказание универсальных услуг связи осуществляется операторами универсального обслуживания, отбор которых осуществляется по результатам конкурса или в порядке назначения в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи для каждого субъекта Российской Федерации.
2. Количество операторов универсального обслуживания, действующих на территории субъекта Российской Федерации с учетом его особенностей, определяется исходя из необходимости обеспечения универсальными услугами связи всех потенциальных пользователей указанными услугами.
Право на оказание универсальных услуг связи предоставляется операторам сети связи общего пользования по результатам конкурса, проводимого в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Я думаю, где-то на этом моменте уже должны появиться первые мысли, что владелец придорожного кафе с бесплатным Wi-Fi под действие всех этих законов и постановлений вряд ли попадёт.

На этом семинар «работа с документами для чайников» прошу считать законченным.

P.S. Если вас также интересует, как выглядит пункт коллективного доступа — то это вот сюда, в Приложение №2.

P.P.S. Спрашивают также за пункты 2 и 3 — не обяжут ли кафе с точкой доступа Wi-Fi сообщать паспортные данные всех, кто к нему подключился. Нет, из этого закона такого не следует: дело в том, что кафе не оказывает возмездных услуг связи, потому не является оператором связи, потому смартфоны его посетителей не являются оконечным оборудованием в сети оператора связи. Оконечным оборудованием является точка доступа Wi-Fi, пользователем его... ну, видимо, сисадмин Вася. Это немного серая зона, но она не новая — в законе и до того права и обязанности юрлица, оказывающего безвозмездную услугу передачи данных, прописаны никак не были. Вот если кафе поставит компьютер и будет пускать к нему посетителей — тут оно влетит, т.к. компьютер, принадлежащий кафе, с очевидностью является оконечным оборудованием, а посетители — его пользователями.

Автоматической кросс-пост из уютного бложика olegart.ru

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 74 comments